logo
 
?

реально честное казино

Возвращаясь с Афона, я даже не предполагал записывать свои впечатления. Для тех, кто хочет представить себе — что такое Святая Гора и какое значение имеет она для Православия, — сказано и напечатано более чем достаточно.

Есть книги по истории афонского монашества, старые и новые жития афонских святых, есть и такие, где приведены монастырские, скитские и отшельнические уставы, а также книги о молитвенном опыте святогорских монахов.

И в самом деле — кто может лучше раскрыть суть духовного подвига святогорцев, чем те из них, кто сам многие годы пребывал в непрестанной борьбе со своим грехолюбивым естеством? Во множестве изданы теперь великолепные альбомы цветных фотографий, которые дают возможность составить себе достаточно ясное представление и о внешнем облике монастырей, и об их обитателях, и о красотах афонской природы.

Более того, все это можно увидеть и даже услышать, не выходя их дома.

Стоит лишь, не слезая с дивана, протянуть руку к пульту дистанционного управления — и вы уже на Афоне!

Чего же, кажется, еще желать любителям путешествий? Мотовиловым также говорил о способности человека чувствовать присутствие благодати.

Но так случилось, что я имел неосторожность рассказать об афонском паломничестве своим друзьям и духовным детям. Вспоминаю и свои наблюдения за реакцией иностранных туристов (католиков и протестантов), впервые входящих на территорию православного монастыря или оказавшихся в одном из его храмов.

Они-то и понудили меня взяться за перо и заняться, как мне кажется, не совсем монашеским делом. Как помочь читателю ощутить объемлющую со всех сторон благодать Святого Духа, которой дышат воздух и даже камни этого небольшого клочка суши, с трех сторон окруженного водой? Их удивленные лица и взгляды, в которых застыл невысказанный вопрос, показывали: они почувствовали НEЧТО.

Так в промежутках между службами, келейными молитвами, духовными и хозяйственными делами им в утешение родилась эта небольшая книга. Но мне хотелось бы дать почувствовать читателям, хотя бы в какой-то мере, духовную атмосферу святого места, которую очень трудно, а скорее всего и невозможно, описать словами. Но — размышляю я — если души и даже тела наши предназначены Творцом для того, чтобы стать вместилищами Святого Духа (см.: ), то люди не могут не ощущать Его присутствия. Ощутили то, чего прежде не ощущали ни в своих костелах, ни в протестантских кирхах, ни в молитвенных домах адвентистов.

В ней вы не найдете глубокомысленных рассуждений об “умном делании”, старческих пророчеств или описаний прозорливости великих афонских аскетов. У них непременно должен существовать какой-то “орган”, которым они способны чувствовать благодать Божию. Бессмысленные улыбки сходили с лиц, прекращались громкие разговоры и смех, движения становились сдержанными и даже немного испуганными.

О таких “органах” души, то есть ее свойствах (силах, способностях), писал в IV веке Макарий Великий, уподобляя их различным органам человеческого тела (Преп. Эти “люди без комплексов” вдруг начинали ощущать присутствие чего-то величественного, внушающего невольное благоговение.

А удивление, отразившееся на их лицах, показывало, что это новое для них чувство — благоговение — было им совершенно неизвестно прежде.